В отличие от пьесы «Служанки» (ставшей знаменитой в России благодаря театральной постановке Виктюка), роман Жана Жене (1910-1986) «Керель из Бреста», написанный также в 1947-ом году, известен куда меньше. Этот пробел вполне может восполнить последний фильм Райнера Вернера Фассбиндера, который, как и Пазолини, давно уже не скрывал (хотя специально и не афишировал) свою гей-ориентацию.
История французского моряка Кереля, прозванного «ангелом смерти», отчасти воплощает личный опыт Жене — изгоя и преступника, гомосексуалиста и вора, умевшего описывать самые мерзкие вещи деликатным стилем и ставшего к сорока годам одним из лидеров европейской интеллектуальной литературы. Однажды Жене сказал о себе: «Отвергнутый семьей, я считал для себя нормальным усугублять свое сиротство любовью мужчин, эту любовь — воровством, воровство — преступлением или соучастием в преступлении. Таким образом, я отвергал мир, который отверг меня».
Эти слова вполне могут являться эпиграфом к «Керелю», экранизация которого занимает особое место в послужном списке немецкого режиссера. Несмотря на одинаковую для писателя и постановщика сексуальную ориентацию, радикальность романа, по большому счету, не была преумножена фильмом. Стремление следовать за специфичной манерой Жене, в романе которого царят законы, порожденные авторской мифологией (при внешнем сходстве сюжета с третьесортной криминальной литературой), заставило Фассбиндера прибегнуть к барочным краскам.
Условная среда сюрреалистического ландшафта с акцентированно искусственными декорациями (смесь позднего Феллини и Джармена) не всегда органично сопрягается с почти вызывающим натурализмом гомосексуальных сцен, которые даже за отсутствием обнаженных гениталий многих могут шокировать. Впрочем, именно такое сочетание – «утонченного слога и омерзительного фона» — как нельзя лучше соотносится с авторской манерой Жене.
В монотонности картины, будто исполненной на двух нотах, и сомнамбулическом существовании актеров едва ли не самыми заметными персонажами становятся макеты гигантских фаллосов — главных символов гей-культуры. Пожалуй, именно в контексте ее утверждения на киноэкране – все более очевидного перемещения из маргинальной ниши в мейнстрим — будет единственно интересно смотреть этот фильм.
Что же касается актерского исполнения, то в разнокалиберном и разношерстном интернациональном коллективе с участием французской звезды Жанны Моро и итальянского плейбоя Франко Неро (перед тем только-только сыгравшего у Бондарчука в «Красных колоколах» пламенного журналиста Джона Рида) особенно поражает американский актер Брэд Дэвис. Знакомый по «Полуночному экспрессу» (1978), в котором, кстати, также присутствовали гей-мотивы, Дэвис играет здесь Кереля, как выясняется, латентного гомосексуалиста, которого в фильме дважды «имеют» в довольно-таки грубоЙ форме.
Сложно понять, что именно двигало актером, когда он принял приглашение сыграть роль, «не способствующую укреплению положительной репутации». Возможно, за этим стоял некий «диссидентский» вызов истеблишменту. Совсем скоро, буквально через 3-4 года, он будет актуализирован стремительным наступлением «богемной чумы». Именно от СПИДа примет Дэвис свою смерть, преждевременно оборвавшую его жизнь 8 сентября 1991 года.
В трактовке Фассбиндера Querelle напоминает перенесенную на экран театральную постановку и, даже несмотря на пару эпатирующих сцен, выглядит все же полумертвым фильмом. Костлявая кума, незримо присутствующая в кадре, не заставила себя долго ждать — режиссер покинул этот мир раньше, чем фильм успели выпустить в прокат.
Бокс-офис США: "Крик" против "Человека-паука" За океаном расширенный уикенд Дня Мартина Лютера Кинга принёс первую попытку потеснить «Человека-паука» с лидерских позиций в лице новой части франшизы «Крик». Уже в пятницу новичок забрал себе первую строчку, в то время как главный тяжеловес сезона просел всего в полтора раза... (Подробнее...) [Все новости с сайта "Кинокадр.ru: новости кино, рецензии, обзоры"]