Цыганка нагадала герою, немолодому писателю, удивительную встречу, большую любовь и скорую смерть. Предсказания начинают сбываться: герой встречает самого себя, только молодого, и находит настоящую любовь... В последние день жизни он воскрешает свое прошлое и вновь обретает утраченный смысл бытия...
Повесть «Предсказание» в журнале «Юность» сопровождалась предисловием Эльдара Рязанова: мол, я не знаю, кто автор, ко мне случайно попала эта рукопись, и я – лишь скромный публикатор… Попытка мистификации не удалась: мало у кого возникли сомнения, что «Предсказание» написал сам Эльдар Александрович. Еще в конце 80-х Рязанов написал стихи, где есть строки: Но невозможно без конца черпать – Колодец не бездонным оказался. А я привык давать, давать, давать!.. И, очевидно, вдрызг поиздержался. Проснусь под утро… Долго не засну… О, как сдавать позиции обидно! Но то, что потихоньку я тону, Покамест никому еще не видно. Начало 90-х усугубило рязановский кризис. «Небеса обетованные» дались ценой огромных затрат нервов и сил –советская система кинопроизводства рушилась, ничего нового взамен не просматривалось. Тяжелейшим ударом для Эльдара Александровича стала смерть второй жены, Нины, с которой они в любви и согласии прожили много лет. Но потом обстоятельства стали меняться к лучшему, Эльдар Александрович решил, что мрачное «Предсказание» можно перенести на экран, и на главную роль пригласил парижанку Ирен Жакоб. Ирен попросила показать ей прежние работы Рязанова. Посмотрев несколько фильмов, она немедленно дала согласие. Потом она призналась, что в тот момент переживала серьезный душевный кризис, и картины российского режиссера вернули ее к жизни, дали новые силы. «Предсказание» принесло Жакоб номинацию на «Нику», а Эльдару Рязанову помогло найти свое место в российском кино 90-х.